Инновационная деятельность

Печать E-mail

Программа инновационной деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»

Тема инновационной деятельности: «Подготовка учителей к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры»

Актуальность: В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года подчёркивается, что модернизация и инновационное развитие России зависит от одного из главных факторов экономического роста и национальной конкурентноспособности страны – человеческого капитала. Это требует качественно иного подхода ко всем отраслям, связанным с развитием человеческого капитала, в первую очередь, к национальным системам культуры и образования, стратегически обеспечивающим экономический рост и устойчивость социальной политики российского государства. Конкуренция между странами за человеческий ресурс, активный, творческий, предприимчивый, способный создавать новые идеи, уже сегодня начинает преобладать над конкуренцией за финансовые и природные ресурсы. В связи с этим необходимо создать такую среду, которая будет обеспечивать благоприятные условия для развития человеческого капитала. Такой средой является сфера образования, способствующая устойчивому, динамичному развитию общества, и, в первую очередь, его фундаментальная составляющая – общее образование.

Российское государство и общество выдвигают ряд требований к сфере общего образования, которые нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Основной целью деятельности общеобразовательных учреждений, как подчёркивается в стандартах, становится формирование личностных, социально-значимых характеристик человека: способность ставить и достигать поставленные цели, анализировать результаты своей деятельности, владеть самоконтролем и самооценкой; способность осуществлять осознанный выбор в жизнедеятельности; готовность уважительно, доброжелательно относиться к окружающим и т. п.

Цели общего образования настоятельно требуют теоретической разработки и практического освоения личностно-ориентированной педагогической модели современной общеобразовательной школы. Она ориентирована на успешную социализацию выпускников, предпосылками которой является их готовность к самостоятельной трудовой и общественной деятельности, инициативность, конкурентноспособность, креативность, умение работать в команде. Стратегическим вектором при этом становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, создание педагогических условий для освоения ими метапредметных результатов основных образовательных программ, включающих универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

Среди видов деятельности, которыми должны овладеть школьники в образовательном процессе, особый акцент можно поставить на учебно-познавательной деятельности, которая предполагает получение нового познавательного результата. Учебно-познавательная деятельность - это самоуправляемая деятельность школьников по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации. В связи с этим особую значимость приобретает учебно-познавательная компетентность школьников, инструментальной основой которой становятся познавательные универсальные учебные действия.

Несмотря на очевидность значимости познавательных универсальных учебных действий школьников, находящей своё подтверждение в научно-педагогической литературе, проблема их формирования остаётся одной из самых актуальных в современной педагогике.

К основным факторам, затрудняющим результативность процесса формирования познавательных универсальных учебных действий школьников, следует отнести, во-первых, недостаточную разработанность в педагогической науке содержания данного понятия и отсутствие достаточно полного и непротиворечивого индуктивного обобщения познавательных универсальных учебных действий, их когнитивной составляющей, во-вторых, - недостаточную профессиональную готовность учителей к данному процессу. Решение первой проблемы связано поиском наиболее полного состава информационных знаний и умений, который представлен в содержании понятия информационной культуры личности. Состав информационных знаний и умений, характеризующих содержание данного понятия, был разработан и систематизирован в исследованиях научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры под руководством (НИИ ИТ СС КемГУКИ) д.п.н., профессора Гендиной Н. И., директора НИИ ИТ СС. Результатами этих исследований явилось не только получение наиболее полного состава информационных (познавательных универсальных учебных действий) знаний и умений, но и систематизация их в соответствии 4-мя основными разделами программы курса: «Информационные ресурсы общества и информационная культура», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Технология подготовки и оформления результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся». Эти четыре раздела образуют инвариант программы, который имеет различные варианты, в зависимости от возрастной и профессиональной категории обучаемых. Варианты программы предназначены для различных категорий обучающихся, в том числе, для учащихся 1 – 11 классов общеобразовательных школ. Безусловно, в связи с введением новых стандартов и соответствующих им учебно-методических комплексов, состав познавательных универсальных учебных действий корректируется, следовательно, должно изменяться и содержание программ. Однако наличие стройной концептуально-методологической основы формирования информационной культуры личности, воплощённой в структуре программы курса Н. И. Гендиной, позволяет осуществлять корректирование в чётко логически выверенных заданных рамках. Вышеназванный курс содержательно обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся на основе информационных знаний и умений.

Решение второй проблемы связано с созданием необходимых условий для обеспечения профессиональной подготовки учителей к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников. Как показывает практика, учитель ощущает острый дефицит знаний, умений и осознает пробелы в своей профессиональной подготовке по данному вопросу. Следует отметить, что в традиционной системе высшего профессионального педагогического образования не уделяется должного внимания подготовке учителей к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников. Это является следствием нарушения системно-деятельностного подхода в обучении учителей формированию универсальных учебных действий школьников, в том числе познавательных, в системе высшего профессионального образования, а так же отсутствия достаточного информационно-методического обеспечения этого процесса.

В сложившейся ситуации особая роль в подготовке учителей к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников принадлежит дополнительному профессиональному образованию, которое возможно реализовывать в рамках инновационной деятельности образовательного учреждения. К преимуществам такого обучения учителей относится организация образовательной деятельности с учётом индивидуальных запросов учителей, возможность соединить теоретические знания, полученные в процессе обучения, с практической работой, непрерывность обучения.

Таким образом, актуальность исследования проблемы подготовки учителей к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения определяется: потребностью современного российского общества в развитии человеческого капитала; переходом общего образования на Федеральные государственные образовательные стандарты; новыми требованиями, предъявляемыми обучающимся к освоению основных образовательных программ, включающих метапредметные результаты, ключевые компетенции, универсальные учебные действия, в том числе, познавательные; определением содержания познавательных универсальных учебных действий в соответствии с содержанием информационной культуры личности; необходимостью совершенствования профессиональной подготовки современного учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения.

Объект инновационной деятельности: познавательные универсальные учебные действия школьников.

Предмет инновационной деятельности: подготовка учителей к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры.

Цель инновационной деятельности: обеспечение подготовки педагогических работников общеобразовательных школ к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе освоения системы знаний и умений в области информационной культуры.

Задачи инновационной деятельности:
1. Определить содержание когнитивного и операционально-деятельностного компонента познавательных универсальных учебных действий.
2. Разработать методику классификации познавательных универсальных учебных действий в соответствии с инвариантом учебного курса « Основы информационной культуры личности».
3. Разработать и реализовать инновационную программу подготовки учителей к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры.
4. Разработать научно- и учебно-методическое обеспечение процесса подготовки учителей к формированию познавательных универсальных учебных действия школьников на основе учебного курса « Основы информационной культуры личности.

Гипотеза: результативность подготовки учителей к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры достигается, если:
• выявлено и определено содержание когнитивного и операционального компонентов познавательных универсальных учебных действий школьников;
• осуществлена классификация познавательных универсальных учебных действий школьников в соответствии с инвариантом учебного курса « Основы информационной культуры личности».
• разработана и реализована инновационная программа подготовки учителей к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры.

Диагностический инструментарий оценивания результатов инновационной деятельности:
Для определения готовности педагогических работников к инновационной деятельности будут использованы диагностические методики по определению роли педагога в коллективе (Р. М. Белбин); степени волевой саморегуляция (А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман); типа мышления (Г. В. Резапкина); мотивов профессиональной деятельности (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); уровня рефлексии ( О. С. Анисимов). Для оценивания результатов инновационной деятельности будут использованы тесты по выявлению уровня информационной культуры педагогических работников «Моя информационная культура»; тесты по выявлению уровня знаний в области познавательных универсальных учебных действий «Познавательные универсальные учебные действия школьников»; 

Критерии оценивания ожидаемых результатов инновационной деятельности:
Результативность инновационной деятельности будет оцениваться на основе когнитивного, деятельностного и рефлексивного критериев. Показателями когнитивного критерия являются знания педагогических работников в области познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры. Показателями деятельностного критерия являются умения педагогических работников по формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры. Показателями рефлексивного критерия являются умения педагогических работников проводить самоанализ и самооценку своей готовности к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры.

Сроки инновационной деятельности:

Этапы инновационной деятельности

Наименование этапа

Сроки

Цель

Результат

Информационно-обучающий

2014-2015 учебный год

Освоение содержания информационной культуры как основы формирования познавательных универсальных учебных действий школьников

Образовательная программа курса «Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры»

Организационно-внедренческий

2015-2016 учебный год

Разработка учебно-методического обеспечения формирования познавательных универсальных учебных действий на основе информационной культуры

Учебно-методическое пособие «Познавательные пятиминутки как малая форма организации формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры  в урочной деятельности»

Оценочно-аналитический

2016-2017 учебный год

Анализ и оценка результатов освоения образовательной программы «Информационная культура как основа формирования познавательных универсальных учебных действий школьников»

Учебно-методическое пособие «Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры во внеурочной деятельности»

Прогноз возможных негативных последствий инновационной деятельности:

При осуществлении экспериментальной работы возможны негативные последствия, связанные с:
• низкой мотивацией учителей к участию в инновационной деятельности;
• отсутствием необходимых материально-технических условий для проведения инновационной деятельности;
• недостаточной готовностью учителей к интенсивной работе с современным информационно-коммуникационным оборудованием в информационно-образовательной среде;
• отсутствием специального информационного обеспечения, включающего традиционные и электронные источники по предметной области инновационной деятельности;
• отсутствием сетевого сообщества участников инновационной деятельности с целью обмена идеями, приобретенным опытом;
• отсутствием научно-педагогической экспертизы информационно-образовательных продуктов – результатов инновационной деятельности учителей.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
• повышение мотивации учителей к участию в инновационной деятельности при помощи материального и морального стимулирования;
• обеспечение материально-технических условий инновационной деятельности за счёт внутренних и внешних ресурсов;
• организация опережающего обучения учителей по освоению современного информационно-коммуникационного оборудования в учреждениях дополнительного профессионального образования или в условиях внутришкольной методической службы;
• создание базы данных («электронный методический центр») по предметной области инновационной деятельности в школьных библиотеках для удовлетворения информационных потребностей её участников;
• создание сетевого сообщества участников инновационной деятельности;
• создание экспертного совета как дополнительной структуры внутришкольной системы методической работы с целью осуществления компетентной и объективной оценки информационно-образовательных продуктов – результатов инновационной деятельности учителей.

Состав участников инновационной деятельности:
• административные и педагогические работники общеобразовательного учреждения;
• сотрудники НИИ ИТ СС КемГУКИ.

Функциональные обязанности участников инновационной деятельности:
Научный руководитель инновационной деятельности: Гендина Н. И., д.п.н., профессор, директор НИИ ИТ СС КемГУКИ;
Соруководитель: Лазарева Л. И., к. п. н., старший научный сотрудник НИИ ИТ СС КемГУКИ.
Сотрудники НИИ ИТ СС КемГУКИ отвечают за:
• разработку концептуальной части инновационной деятельности и обеспечение её стратегического руководства.
• подготовку научно- и учебно-методического обеспечения инновационной деятельности в соответствии с разработанной в НИИ ИТ СС концепцией формирования информационной культуры личности: курс лекций по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры» и диагностический инструментарий для выявления готовности педагогических работников к инновационной деятельности, уровня информационной культуры педагогических работников, а так же уровня знаний в области познавательных универсальных учебных действий.
• осуществление анализа и обобщение итогов инновационной деятельности и обеспечение публикаций её результатов в профессиональной печати.
Административные и педагогические работники общеобразовательного учреждения отвечают за:
• создание организационно-педагогических и материально-технических условий по повышению мотивации участников инновационной деятельности.
• организацию входного и итогового тестирования для выявления уровня готовности педагогических работников к проведению инновационной деятельности, уровня информационной культуры, знаний в области познавательных универсальных учебных действий педагогических работников.
• формирование группы из числа педагогических работников, принимающих участие в инновационной деятельности;
• осуществление контроля за посещением занятий и подготовкой к итоговой аттестации в форме представления комплекса учебно-методических разработок уроков и познавательных пятиминуток педагогическими работниками, участвующими в инновационной деятельности.

Форма представления результатов инновационной деятельности для массовой практики:
1. Образовательная программа курса «Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры»
2. Учебно-методическое пособие «Познавательные пятиминутки как малая форма организации формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры в урочной деятельности»
3. Учебно-методическое пособие «Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры во внеурочной деятельности»
4. Создание контента электронной формы вышеперечисленных учебных документов.